03.02.2017

«Квест-технология как способ интеграции урочной и внеурочной деятельности в изучении иностранного языка в условиях реализации ФГОС»

Учителю всегда хочется, чтобы ученик, в начале урока или, приступая к изучению новой темы, воскликнул: «Ух-ты! Как интересно!», но далеко не все разделы или главы в предмете вызывают такую реакцию. Что же делать учителю? Конечно же, учитель должен стать для ученика тем волшебником из сказки, который передаст ему мастерство и магию своего предмета.
Он должен искать мотивирующие методы, приемы, средства обучения, объединять и совмещать различные педагогические технологии, что согласуется с современным образованием, в том числе с реализацией ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
Моя педагогическая практика представляется мне захватывающей игрой в 12 лет в школе волшебников Хогвартс. В ней я совершила для себя множество открытий или уроков - интересных, неожиданных, порой парадоксальных, удачных и не очень.
Переходы от этапа к этапу можно сравнить с теми методами, приемами и технологиями, которые призваны вовлекать моего «геймера» - ученика в мир открытия новых знаний.
В практическом решении этих проблем мне помогает образовательная технология квест, которая способствует формированию коммуникативных и информационных компетенций учащихся и дополняет традиционную парадигму учитель – учебник – ученик актуальной парадигмой ученик – информационная среда – учитель. Данная парадигма является приоритетной в процессе организации активизации познавательной деятельности, заинтересованности и повышении мотивации учеников на уроках и во внеурочное время.


Одной из положительных черт этой технологии является развитие критического мышления. Учащиеся собирают информацию, далее трансформируют её и на основе полученных знаний выполняют задание и решают поставленную проблему. У них повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к продуктивной деятельности.
Особенность изучения иностранного языка состоит в том, что большой объем материала ученик должен не только понимать, но и заучивать наизусть. Это утомительный процесс, который не способствует повышению интереса к изучаемому предмету. Как следствие в своей педагогической деятельности я ежедневно ищу ответы на вопросы: Как создать ситуацию успеха для ученика и получить качественный результат?
Новые тенденции образования заставляют меня выбирать способствующую активному процессу  познания  учебную технологию, которая развивает умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники,  запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование технологии квест открывает для меня новые  возможности.
Ведь, проходя весь маршрут от загадки до самоафиширования, ученик приобретает колоссальный опыт и огромный багаж знаний: от тренировки и развития навыков информационной деятельности к развитию творческого потенциала, от развития коммуникативных умений к развитию читательских  компетенций, от способа формирования мотивации к метапредметным результатам

Рассмотрим все механизмы реализации технологии квест.

Информационно-образовательные
Работа с информационными источниками предполагается на таких этапах квеста, как постановка проблемы, прохождение маршрута и подготовка итогового результата. Помимо учебника и словаря современный ученик желает использовать электронные пособия и образовательные сайты. Предлагаемые в созданном мной блоге материалы и веб-квесты дают возможность ученикам научиться целенаправленно работать с информацией не только на уроке, но и дома. Учащиеся должны взять информацию из различных источников и привести её к единому формату. Итоговая компиляция может быть опубликована в Интернете или представлена в форме какого-либо осязаемого или нецифрового продукта. Эта работа имеет важное значение для личностного, а в дальнейшем и профессионального и социального развития ученика.
Организационно-деятельностные.
На разных этапах урока мы можем включить работу с разноообразными формами квеста:
Журналистский-квест (journalistic tasks) сбор фактов для репортажа, интервью, других жанров
Конструкторский-квест (design task)  создание продукта или плана действий по выполнению заранее определённой цели в определённых рамках
Творческие -квесты (creative products task) создание картины, пьесы, постера, игры, песни, веб-сайта, мультимедийной презентации
 Квесты по решению спорных проблем(consensus building task), т.е. поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу.
Технология квест помогает мне мотивировать школьников во внеклассной работе:
Так в Веселоярской школе появилась «Творческая студия любителей английского языка - SELF» Мы знакомим всех с традициями страны изучаемого языка, проводим районные внеклассные мероприятия, привлекаем на наши мероприятия школы района, общаемся с ребятами из Англии, создаем проекты и участвуем в исследовательских конференциях и конкурсах, занимая призовые места.

Мы зажигаем других ребят интересом к иностранной литературе, организуя уже третий год конкурс «Любителей иностранной поэзии».


 Демонстрируем свои достижения на районных Дельфийских играх, привлекаем младших школьников к изучению английского, вот уже третий год подряд собирая их на «Летнюю лингвистическую площадку».

Мотивационно-потребностные.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, считаю не маловажным фактором мотивировать не только детей, но и родителей к осознанию значимости изучения английского языка в современном мире. Поэтому веду просветительскую работу как в своем блоге, так и на родительских собраниях, привлекая внимание родителей к внеклассной работе, конкурсам и летней языковой площадке.

Рефлексивно-аналитические
Предоставляя свои результаты и получая заслуженную оценку ученик понимает собственную значимость и успешность в учебном процессе.
Осознание собственной значимости приходит и ко мне, когда я вижу результаты.
За последние 3 года внедрения данной технологии в мою педагогическую деятельность наблюдается повышение мотивации к изучению английского языка, участию во внеклассных мероприятиях и проектной деятельности. А так же учащиеся теперь уже 6 «а» класса 3 год выбирают английский язык для дополнительного изучения.

Улучшилось качество работы в команде и самоорганизации школьников. Из диаграммы видно, что возросло количество учащихся, способных самостоятельно организовывать свою работу, следуя инструкциям педагога.

Таким результатам способствовало использование данных приемов на всех этапах квеста. 

Прием «Фонетический этюд»
 Проблема: мотивация многократного повторения новых слов и развитие речевой деятельности обучающихся.

Задача: отработка произношения новой лексики.
Решение: ввожу детей в речевую деятельность через разыгрывание этюдов, содержащих выражение определённых эмоций в мини-диалогах. Пример задания: произнесите слова так, будто вы сообщаете друг другу радостную новость; вы спорите и ваша беседа перерастает в конфликт; вы делитесь с кем-то секретом.
Так сложился Банк заданий, созданный за годы моей работы.
Результат: при таком усвоении лексики большую роль играет фактор эмоциональной памяти: запоминание слов посредством переживания различных чувств происходит легко и интересно.
 Прием «Ритмическое запоминание»
 Проблема:
преодоление психологических барьеров  при произношении новых слов, создание атмосферы заинтересованности в изучении новых лексических единиц.


Решение: предлагаю ученикам произнести слова в определенном ритме (лучше всего для этого подходит музыка в стиле рэп).
Определяем цель – научиться произносить слова правильно!
Пример: класс делится на группы или пары, каждая группа получает задание – наложить лексические единицы на заданный бит; затем полученные варианты записываются на доске и каждый исполняется как отдельное произведение в стиле рэп.
Результат: введение новой лексики превращается в увлекательный процесс, где каждый может проявить свои креативные способности и фантазию.
 Проблема:
преодоление психологических барьеров  при произношении новых слов, создание атмосферы заинтересованности в изучении новых лексических единиц.


Решение: предлагаю ученикам произнести слова в определенном ритме (лучше всего для этого подходит музыка в стиле рэп).
Определяем цель – научиться произносить слова правильно!
Пример: класс делится на группы или пары, каждая группа получает задание – наложить лексические единицы на заданный бит; затем полученные варианты записываются на доске и каждый исполняется как отдельное произведение в стиле рэп.
Результат: введение новой лексики превращается в увлекательный процесс, где каждый может проявить свои креативные способности и фантазию.
 Прием «Предлагаемые обстоятельства»
 Проблема:
умение осуществлять коммуникацию (главная цель иноязычного образования). Разыгрывание ситуативных диалогов на практике не должно сводиться к заученному произношению клишированных фраз. Ученики испытывают затруднения в живом, неподготовленном общении, «отвечают» диалог, глядя на учителя, а не друг на друга.
Решение: создаю атмосферу реальной ситуации общения, добавляю звуковые эффекты или музыку, строю мизансцену диалога максимально приближенную к реалиям жизни. Например, разыгрывая диалог в кафе, добавляю звуковое оформление (шум в кафе), организую пространство, имитирующее атмосферу кафе, предлагаю учащимся придумать, с каким чувством они пришли туда, возможно, кто-то нервничает в ожидании результатов экзамена или торопится и просит официанта принести заказ скорее.
Результат: ученики сами моделируют ситуацию, взаимодействуют, находясь в предлагаемых обстоятельствах, перестают воспринимать диалог как обязательную проверку знаний, раскрепощаются и начинают говорить свободно на иностранном языке, преодолевая страх ошибки.
 Приемы театральной педагогики
 Человек творческий – это всегда человек деятельный. ... Творчество можно считать воображением, примененным на практике. Театр – это прежде всего игра, в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их.
Работа в малых творческих группах, являющаяся основной формой взаимодействия в социо-игровом стиле, активизирует взаимный интерес детей друг к другу, открывает для них возможности взаимного обучения, меняет природу взаимодействия с учителем. В этой педагогической модели дети обращаются к учителю за помощью в случае необходимости, что является залогом деятельностного и коммуникативного подходов к обучению.
 Цель театральной педагогики – создание условий для развития воображения и памяти обучающихся, обучение свободному выражению мыслей и чувств посредством слова, интонации, мимики, жестов.


На мой взгляд, идеи технологии квест актуальны. И дело не только в развлечении или игре, способствующих повышению мотивации. Речь, прежде всего, идёт о педагогике СОБЫТИЙНОСТИ, ПРОЖИВАНИЯ определенных состояний, о педагогике ЛИЧНОСТНОГО ДЕЙСТВИЯ, о педагогике, имеющей дело с ЦЕЛОСТНЫМ ОБРАЗОМ мира и "Я", воспринимаемом теоретически, интеллектуально и практически.

Мне кажется, что единство разнообразия моих учеников предполагает единство разнообразия методов и приемов, используемых мной для достижения учебных результатов. Но более важной мне видится формирующая оценка ученика – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
 “To strive, to seek, not to find and not to yield!” – «Стремиться, искать, не находить, но и не сдаваться!» - и делать все, чтобы у моих учеников возникало желание учить иностранный язык с удовольствием!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Маргарита Николаевна Кашкута

Моя фотография
Рубцовск, Алтайский край, Russia